6 февраля большой праздник маленького народа - Международный день саамов. К сожалению, тенденция последних лет в нашем регионе такова: вспоминают коренной малочисленный народ  только по праздникам. И очень формально: выставки, семинары, презентации. Или концерты, в которых участвуют представители всех этносов, проживающих на территории Мурманской области. Вот и этот год исключением не стал: шесть с лишним страниц мероприятий по всей области наглядно демонстрируют формальный подход. О том, чем живет коренной народ Кольского полуострова, Северпост побеседовал с Валентиной Совкиной, руководителем саамского парламента Кольского полуострова

Международный Форум финно-угорской молодёжи «FUROR» проводится по инициативе Коми региональной общественной организации Союз коми молодёжи «МИ»  при поддержке Межрегионального общественного движения «Коми войтыр» и финансовой поддержке Министерства национальной политики Республики Коми на площадке Финно-угорского этнокультурного парка. Форум проводится в рамках реализации решений VI Всемирного Конгресса финно-угорских народов и проведения Года молодежи в Республике Коми.

 

9-10 февраля 2013 года в посёлке Малпилс (50 км от Риги) состоялся XIV Международный фестиваль традиции масок. По приглашению устроителей фестиваля, Latvijas Folkloras Biedriba, Малпилс посетила делегация мерянских этнофутуристов из "Metsa Kunnta. Об этом сообщает портал Merjamaa .

В 2012 году в рамках  конкурса «Развитие духовного и этнокультурного потенциала вепсов в межнациональном сотрудничестве» региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия на 2011-2013 годы был реализован проект «ELON NIT'. Нить жизни» карельских региональных общественных организаций Молодежный Информационно-правовой центр коренных народов «Невонд» и Союзом вепсской молодежи Карелии «Вепсан везад». Цель проекта формирование, укрепление и развитие творческого подхода по передаче семейных традиций, уклада, а также  повышение мотивации к знакомству с вепсской культурой, изучению и пропаганде среди жителей республики.

 

Несколько лет назад, любуясь Нарвской крепостью со стен Ивангородской, подумал, что было бы любопытно посмотреть на Россию глазами нынешних эстонцев. И вот в числе троих российских журналистов, выбранных на конкурсной основе эстонской организацией «Финно-Угрия», я пересек над рекой Нарвой государственную границу, удивив таможенника отсутствием в сумке водки и сигарет.

 

По мнению ряда ученых, имя влияет на судьбу человека. Но тогда оно должно влиять на все живое. Поэтому меня уже много лет интересует история происхождения названий здешних рек и озер. Научные специалисты, как правило, занимаются этим, применяя только книжно-фундаментальный багаж, используя этимологию, топонимику и гидронимику. А мне захотелось понять душу древнего человека, что первым дал имя реке или озеру, которое подхватили и сохранили его соплеменники и потомки.

 

Что из себя представляют карелы, живущие в глубинке России, неподалеку от столицы? Живы ли последователи народа, четыре сотни лет тому назад освоившего огромное количество деревень тверской земли и давшего современной науке определять его как отдельную этнографическую общность - тверские карелы? В последние дни октября Национально-культурная автономия тверских карелов (НКА) провела юбилейные мероприятия своего национального движения, в том числе, международную конференцию по истории, языку и культуре. Ученые Твери и Финляндии однозначно сошлись на мнении - нужны срочные научно-практические исследования по этому народу и экспертиза современной языковой ситуации, для того чтобы предпринять адекватные меры по его спасению.

 

Слова песни «Долго будет Карелия сниться» для меня особенно значимы. Они как почти исчезнувшее эхо маминой колыбельной бередят душу яркими детскими воспоминаниями.

Тысячи километров разделяют берега Свири и Дуная. Больше тысячи лет прошло после эпохи великого переселения народов, разбросавшей финно-угров далеко по обе стороны Уральского хребта. И поэтому появление венгра в наших отдаленных местах, где реки и озера хранят до сих пор вепсские корни, может удивить кого угодно.

Накануне нынешнего юбилея победы в Великой Отечественной войне мы спилили таинственную сосну, чтобы подарить загадочное письмо, написанное на нем химическим карандашом, Подпорожскому краеведческому музею. Оно было обнаружено лесозаготовителями в 700 метрах от Гонгозера, возле которого осенью 1941 года шли тяжелые оборонительные бои. Финские части наступали, наши мужественно оборонялись. Сгоревшая почти дотла деревня Гонгиничи несколько раз переходила от одних противников к другим. В это время к Тихвину подходили с запада немецкие танковые дивизии, чтобы вместе с финскими войсками замкнуть второе, уже смертельное для Ленинграда, блокадное кольцо. Но отстояли Гонгиничи, отбросили немцев от Тихвина, и о тех жестоких боях напоминают теперь только заросшие мхом окопчики и воронки от мин и снарядов.

Петр Васильев, главный редактор газеты «Свирские огни» Подпорожского района Ленинградской области.

Еще в середине прошлого столетия до дальних покосов и заимок вепсы добирались на смычках - двух жердинах, перевязанных прутьями, тащила которые вместе с хозяином и поклажей трудяга-лошадь. По любому бездорожью добирались смычки лучше вездехода. Звенела и в глубинах тайги, на косогорах и неудобьях  коса, не забывали дедовы тропы рыбаки и охотники. Ныне захватывает кустарник уже и ближние покосы, гуляет тоскливо ветер по заросшим бурьяном дворам и согнувшимся, плачущим без окон и крыш избам.

 




  • Здесь студийная фотосъемка СПб тут