В рамках Года культуры в Российской Федерации и в рамках реализации проекта «Сыктывдінса рöдвуж» 27 апреля 2014 года в Доме культуры с.Шошка состоялось праздничное мероприятие «Родословная: мы - Елькины!».  Подготовили и провели его директор Дома культуры Надежда Бурдихина, художественный руководитель Дома культуры Наталья Петрова. А  как отметила Надежда Станиславовна, идейным вдохновителем мероприятия была активист «Коми войтыр», Заслуженный учитель Коми АССР Мария Васильевна Кузьчуткомова. В проекте приняли активное участие солистки хора «Шойччан кад». В Доме культуры яблоку нигде было упасть.

В прежние времена знание своей родословной было традиционным в крестьянских, дворянских, купеческих семьях. Сегодня редко кто помнит своих предков до третьего колена. В этой связи для подрастающего поколения крайне важным становится изучение истории возникновения своего рода, своих предков, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, к своей семье, своей малой родине, своему краю. Основную идею проекта можно сформулировать в следующем вопросе: «Без чего человек не сможет прожить как человек?» Ну, конечно, без прошлого, без своих корней.


Оленина не только питает, но и лечит. Как и от чего, знают ижемские оленеводы.

Агния Суханова (Даньщикова) родилась 23 января (по старому стилю - 11) 1884 года в селе Вомын Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Корткеросского района Республики Коми). В семье Андрея Алексеевича и Дарьи Максимовны Даньщиковых было шесть дочерей и сын. Агния получила начальное образование в деревенской школе грамоты, а потом в соседнем селе, в приходском училище. В 1896 году отец определил ее на учебу в Усть-Сысольскую женскую гимназию. Окончив в 1900 году прогимназию, Агния учительствует в Вомыне, затем - в селе Руч. «Трудно было без особой подготовки и руководства заниматься, чуть не отчаялась. К счастью, в 1903 году перевели в одну из лучших по тогдашнему времени школ - в Вотчинскую земскую школу» (из автобиографии).

Этим летом мультифестиваль «Ыбица», так полюбившийся жителям нашей республики и соседних регионов, вышел на качественно новый уровень. Гостями этнокультурного парка «Финноугория» впервые стали звезды мирового масштаба: влюбившие в себя всю Европу Бурановские бабушки и известная во всем мире финская рок-группа The Rasmus. И даже если кто-то раньше не был поклонником Бурановских бабушек и разве что узнавал мотив одной из песен the Rasmus, после Ыбицы он точно не сможет говорить о них равнодушно.


На прошлой неделе удалось побывать в однодневной экспедиции в Койгородском районе. Если точнее - в селе Койгородок и соседнем с ним посёлке Кажим, «градообразующим предприятием» которого в далеком прошлом был легендарный Кажимский железоделательный завод. Так как экспедиция моя была вполне себе научно-исследовательская, первыми, к кому я обратился за советом и помощью, разумеется, стали сотрудники Койгородского и Кажимского музеев. Собственно они же стали и последними: помощь была всесторонней и всеобъемлющей и более обращаться ни к кому не пришлось, так как мне и так всё показали и со всеми, с кем было нужно, познакомили. В результате по крайней мере по одной из двух тем собрал прекрасный материал. А заодно очередной раз посмотрел, как и чем живут сельские музеи и их хранители.

 

Финно-угорский портал публикует размышления старшего экскурсовода Финно-угороского этнокультурного парка «Финноугория» , краеведа Светланы Тюрниной о том, что мешает развитию туризма в Коми, на примере одного из самых популярных мест паломничества туристов - села Ыб.

 

Четыре года назад бывший министр культуры  РК Боброва Н.А.  предложила мне написать проект по созданию фильмов о традиционной культуре народа коми. В свое время я по фольклору подготовила немало фильмов и программ. Первый из них, «Земля кукушкиных ночей», завоевал Гран-При первого Международного телефестиваля финно-угорских народов. Проект я подготовила, а как  позднее выяснилось,  денег на это у РК нет. Пыталась хотя бы один из фильмов сделать через конкурс Министерства национальной политики РК «Этноинициатива», но поддержки не получила. Стала снимать с наемным оператором на свой страх и риск. Участвовала во всевозможных конкурсах проектов, чтобы там найти средства, и не только по этим фильмам. Выиграла несколько раз частичное финансирование фильмов. И вот фильмы готовы. Планировала четыре, соответственно временам года. Получилось пять, из них осенних - два.  Объединены они под общим названием «Колесо времени».

 

«От крестьянских корней - в науку» - под таким заголовком состоялись Пятые родословные земляческие чтения в Постоянном представительстве Республики Коми при Президенте РФ. Чтения были посвящены 15-летниему юбилею РОО «Землячество Коми». Выступающими было сделано немало открытий и найдено интересных фактов о судьбах представителей интеллигенции коми народа.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Участников Круглого стола на тему

«Оленеводство в Коми: вчера, сегодня, завтра»

От 22.02.2013 г. в городе Сыктывкаре: организатор - общественная организация землячества «Изьватас» в Сыктывкаре при поддержке ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми».

 

Территория Республики Коми располагается в особой климатической зоне. Сельское хозяйство в таких условиях довольно рисковое дело, но в то же время имеет ряд особенностей, это и отсутствие вредных патогенных организмов, болезней, а так же техногенное загрязнение окружающей среды. Все эти факторы говорят о так называемой возможности ведения органического сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство - это получение продуктов питания высокого качества, без применения химических препаратов (средств защиты растений), ГМО-содержащих добавок, но в то же время с использованием органических (сидеральных) удобрений.
В южных регионах страны, откуда поступает большинство продуктов питания на наш стол, не соответствует как требованиям ГОСТа, так и требованиям ТУ.
После упадка агропромышленного комплекса республики в конце 90-х начале 2000-х начинается постепенное его восстановление особенно заметны, стали показатели 2007-2011 гг. В последнее время поддержке агропромышленного комплекса стали уделять больше внимания, увеличили дотации и субсидии. Этому свидетельствуют программы 2011-2014 и 2012-2014 гг по развитию оленеводства и рыбоводства. Существует не мало программ по растениеводству и в отдельности животноводству, птицеводству. Программа по социальной поддержке села и его развитие.

В мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальным туристическим брендом. Древние промыслы - оленеводство, скотоводство, - стали дополнительными факторами туристической привлекательности.

 

МС при поддержке агентств БНКоми, «Комиинформ» и Финно-угорского портала начинает цикл публикаций «Неизвестная республика». Журналисты газеты намерены посетить отдаленные села и деревни, заброшенные уголки, где еще есть люди, и показать, что жизнь в Коми бывает разной, не только городской. Жители глубинки очень непохожие: кто-то мечтает покинуть родные места, кто-то, наоборот, рад отшельническому образу жизни в гармонии с природой, а кто-то просто честно трудится на полях или охотится в лесах, как это делали их отцы и деды. Неизвестная Республика Коми - очень интересная и порой удивительная.

 

Вот уже 9-ый год подряд в селе Ласта Ижемского района проходит Праздник охотника,  организатором которого является межрегиональное общественное движение «Изьватас» во главе с Н.В. Рочевым. В этом году мероприятие состоялось 31 марта и собрало около 300 зрителей (половина из них активно участвовала в конкурсах).

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Города, городки, села, деревеньки - как люди: у каждого своя судьба. Долгая или короткая, счастливая или несчастная, в ярких сияющих огнях или униженная и заброшенная. Ярчайший пример тому - село Усть-Уса

 Местная легенда гласит, что селение основали в 1765 году братья Лукентий и Егор Каневы из Ижмы. В 1782 г. в селении было 10 человек. Основателя деревни звали Григорий Софронович Канев (фамилия та же, что и в легенде). В 1837 г. сюда переселился А.Д.Ануфриев с семьей из Мохчи. Примерно в те же годы И.С. Канев с семейством ушел в Щельяюр.

 

Самой непосредственной и всегда актуальной сферой осуществления понимания, сферой возникновения и разрешения проблем понимания является повседневность, сфера обыденного житейского опыта. Сфера повседневности любого народа имеет свой неповторимый облик; ее изучение или даже просто знакомство с этой сферой возможно постольку, поскольку она состоит, а точнее, скрепляется множеством более или менее значимых схем, стереотипов, штампов человеческой жизнедеятельности. Наиболее влиятельные традиции, наиболее фундаментальные, глубокие стереотипы проявляется в сфере искусства, религии и философии народа. Даже научные парадигмы имеют связь со  смыслопорождающими константами повседневности.

 

«Я родился на Севере. Когда Окуджава поет про Арбат, Розенбаум - про улицу Марата, мне остается петь про Воркуту», - так говорит про себя один хороший человек. Его зовут Виктор Гагин. Представлен в музыкальной прессе следующим образом:
Виктор Александрович Гагин родился 9 марта 1954 г. Жил в Воркуте, потом в Германии, сейчас проживает в Канаде. Окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И.Калинина (1977) по специальности инженер- электрик. Работал на частном предприятии, грузчиком- экспедитором. Музыкальное образование: детская музыкальная школа по классу фортепиано, три курса музыкального училища (дирижерско- хорового отделения). Играет на 6- и 7-струнной гитаре. Песни пишет с 1986 г.

Финно-угорский портал представляет взгляд самобытного критика Л.Коновалова на пьесу коми драматурга Николая Дьяконова «Свадьба с приданым», в свое время гремевшую на весь Советский Союз.

 

Просмотрел список кандидатов в «Сказочные персонажи»... Почитал некоторые комментарии «за» и «против». И ужаснулся... Так и хочется сказать: «Друзья, акститесь!». Какая Зарань, какой Пера?! Давайте уж тогда сделаем сказочным коми героем "Ёжика в тумане": и всей России известен, и наружность приятная. А то, что к Коми он НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ - так это, похоже, ни для кого неважно...
К сожалению, не знаком со всеми доводами, которые уже приводились специалистами-этнографами и фольклористами, посему заранее приношу свои извинения за возможные повторы. Тем не менее, позволю себе лишний раз прокомментировать предложенные для голосования образы «сказочных героев» и их «подноготную».

Согласно преданиям, Йиркап жил в верховьях Выми в д. Кони и занимался охотой. Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера Синдор драку водяного и лешего. Водяной стал одолевать лесного духа, тогда Йиркап пришёл к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука. В благодарность за спасение леший посоветовал ему найти в лесу ас пу (свое дерево), которое приносит счастье (по поверьям коми, у каждого человека есть магическое дерево-двойник; сделанные из такого дерева предметы обладали волшебными свойствами; например, на столе из ас пу различные явства и напитки появлялись сами собой и др.).

 

Жить в Республике Коми и ничего не знать о ГУЛАГе так же невозможно, как, допустим, жить в Белоруссии и никогда не слышать о партизанах.

С 2007 года в Удорском районе идет этап становления и развития туристической отрасли. В 2007 году утверждена районная целевая программа развития туризма на 2007-2011 годы, создан Координационный совет по развитию туризма, муниципальное учреждение «Центр по туризму Удорского района». В 2008 году организационная работа и специалист Центра были переданы в отдел по туристско-краеведческой работе МОУДОД «Дом детского творчества» Усогорска.

Ижемский этнос начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. Благодаря этому ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми.

Ответ на запрос Финно-угорского портала в Министерство экономического развития Республики Коми о перспективах развития туризма в регионе.

Совсем недавно родовые знаки - пасы - были неотъемлемой частью жизни нившерцев. Для поколения бабушек и дедушек они являлись частью обыденной жизни, несли значение принадлежности роду, семье. Для поколения мам и пап, возможно, они казались пережитком прошлого, вызывали улыбку, мелькнув где-нибудь на межевом столбе. «Что имеем, не храним...»  Сейчас пас стал для всех реликвией, бережно собираемой, сохраняемой и возрождаемой.